Все мы, в той или иной степени стремимся к комфорту, и возмущаемся относительно плохих дорог, отсутствия тротуаров, и других неудобств. А насколько приспособлен и комфортен город Килия для людей с инвалидностью. Чтобы ответить на этот вопрос мы решили прогуляться со Светланой Драгомир и оценить городскую инфраструктуру с точки зрения удобства для людей с ограниченными возможностями.

Жизнь в преодолении

Но вначале – несколько слов о самой Светлане, хотя в нашем небольшом городке у общительной девушки много знакомых.

Ровно половину своей жизни Светлана Драгомир передвигается в инвалидной коляске. Она научилась терпеть боль, и даже преодолевая её радоваться жизни…

– До 19 лет я была активной и весёлой, занималась лёгкой атлетикой, занимала призовые места. Никогда не болела.

А сейчас моя карточка в поликлинике как энциклопедия, – делится героиня нашего рассказа, которая 19 лет передвигается в инвалидной коляске.

– Приходиться преодолевать многое, потому что теперь моя жизнь – это преодоление, – рассказывает Светлана.

ДТП разделило её жизнь на две половины, но не изменило Светланиного отношения к жизни. Одно её имя – уже свидетельство воли и устремлённости к свету.

Кома. Полгода в больнице, операции. Долгая реабилитация. И поиски себя… новой. С другими возможностями. У неё хватило мудрости принять это. А рядом всегда была её мама. 

Во Львове, пройдя курсы Света освоила тонкости маникюра. Неподалёку от дома и рабочее место нашлось в маленьком салоне. И всё там было удобно для неё обустроено, но, к сожалению, салон был расположен не в очень многолюдном месте и со временем закрылся. Тогда девушка стала представителем косметической сети «Ейвон».

– Вначале я встречалась с клиентами прямо на автостанции. И очень благодарна директору Анне Сидоровне. Со временем точкой встреч с клиентами стал рынок. Сейчас для меня именно рынок и АТБ – самые удобные, с точки зрения инфраструктуры и доступности, объекты.

В новом торговом павильоне на рынке раздвижная дверь, которая открывается сама, удобный широкий пандус и туалет внутри – всё предусмотрено, – делится девушка.   

Светлана живёт в нескольких километрах от центра города. Для передвижения использует не обычную инвалидную коляску, а электрический скутер. А с ним доступ во многие общественные места ещё более затруднён чем с обычной коляской. Но по-другому, учитывая бездорожье, просто не добраться. В шутку свой скутер Светлана называет маленький джипчик. Но призналась, что очень хочет машину, тогда она смогла бы путешествовать на ещё большие расстояния.

В зависимости от погоды на дорогу от дома до рынка уходит около 40 минут. Чтобы не запачкаться (на коляске нет брызговиков), приходиться быть осторожней. О том, чтобы в автобус с таким средством передвижения сесть и речи быть не может.

По Килии на инвалидной коляске

Пообщавшись со Светланой, я узнала много особенностей, с которыми приходится сталкиваться человеку, передвигающемуся на инвалидной электроколяске.

– Там, где обычная коляска пройдет, а именно под неё многие пандусы и сделаны (там, где они есть), с электрической ещё повозиться надо. Да и не на каждый пандус можно заехать, не всякий аккумулятор вытянет.

Кстати, несколько слов об аккумуляторах, их выдают один на год бесплатно, но они не рассчитаны на слишком активный образ жизни.

Я очень люблю движение. Мне это необходимо. Даже в дождь я наслаждаюсь дорогой. Люблю любую погоду, – по дороге делилась Светлана.

Как раз в день нашей прогулки девушка решила записаться на приём к стоматологу. Протиснуться в калиточку поликлиники удалось благодаря её виртуозному вождению, пандус здесь удобный с перилами, но, чтобы попасть внутрь, надо открыть обе створки двери. Поэтому Светлана спускается с пандуса, подъезжает к окошку и стучит, чтобы к ней вышли. Вновь заезжает на пандус.

По-джентельменски открыть дверь вызвался уроженец Килии, ныне проживающий в Соединённых штатах. Он открыл щеколды на двери, а потом ещё и выкрутил саморез, которым была прикручена вторая створка двери. Александр поделился, что в Америке человек в инвалидной коляске может свободно пройти в любое учреждение, магазин без посторонней помощи. Светлана посетовала, что и в здание Килийской поликлиники или к узкопрофильному врачу тоже очень трудно попасть.  

В здание Килийского городского совета с фасада пандус отсутствует, он размещён с чёрного входа, во дворе, чтобы туда проехать надо миновать ряд припаркованных машин.

Перед зданием Управления социальной защиты населения удобный пандус, но дверь туго открывается.

Многие объекты, снабженные пандусом, ещё не гарантируют беспрепятственного входа внутрь. Ступеньки внутри помещений, узкие двери – всё это может послужить препятствием.

Собственно, именно узкие двери основное отличие большинства аптек в городе.

Въезд на пандус «Ощадбанка» преграждает подставка для велосипедов, по счастливой случайности она в этот раз практически свободна. А если бы здесь стояли велосипеды, их пришлось бы откатить. Перед дверью есть кнопка для вызова, но она расположена довольно высоко. Света на скутере до неё дотянуться может, а вот на обычной инвалидной коляске этого не сделать. Из положительного – пандус здесь покрыт нескользкой плиткой и есть специальные антискользящие разделители.

По сути клиентом Ощада моя собеседница стала только потому, что сюда было удобней зайти.

У здания «Укрпочты» пандус очень крутой с поворотом и напоминает больше трамплин.

А вот в помещение «Новой почты» всё предусмотрели: и вход, и кнопку вызова.

Чего не скажешь о разместившейся неподалёку центральной аптеке. По имеющемуся тротуару к ней добираться опасно: корни тополей подорвали покрытие тротуара, поэтому моя спутница выезжает на скутере на дорогу. Её попытки зайти в аптеку по нелепым образом сложенному пандусу, успехов не дал.

Собственно, в здание интернет провайдера «Датат Нет» пандуса и вовсе нет. «Вот в таких местах, бывает, ждешь минут по 10-20, пока кто-то к тебе выйдет», – делится девушка.

И даже на центральной улице Мира большинство магазинов всё еще не обзавелись пандусами.

Ей, как любой молодой женщине хочется хорошо выглядеть.

Поэтому походы в салон в графике Светланы постоянны, но чтобы попасть к своему парикмахеру, девушке на помощь должны прийти несколько человек. Вроде и пандус есть у нового здания, где размещается салон, но на маленьком пятачке без перил нужно сделать поворот на 90 градусов, а потом ещё и открыть вторую створку двери.

Чтобы обслуживать свой электроскутер, Светлана нередко приходит в магазин автозапчастей. Расположенный на улице Мира – она находит одним из самых удобных.

Еще многие моменты жизни людей с инвалидностью для нас остаются за кадром. Сколько их в том числе и молодых, которые из-за ступенек, порогов и узких подъездов, становятся заложниками четырёх стен.

Комментарий городского головы

В Килии районное общество инвалидов всегда заручалось поддержкой руководства района. После децентрализации, и ликвидации Килийского района путём слияния с Измаильским, и формированием Килийской ОТГ, именно руководство городского совета призвано отстаивать интересы всёх жителей громады.

Килийский городской голова Вячеслав Чернявский охотно прокомментировал ситуацию относительно деятельности громады в этом направлении.

– Все, инфраструктурные проекты, которые реализуются в городе в последнее время, всё делается с учетом требований и норм. В частности, так преобразована центральная часть – улица Мира, по которой теперь безопасно и беспрепятственно могут передвигаться люди с инвалидностью. Там удобные ровные тротуары и съезды с них плавные.

И в Шевченковской амбулатории, проводя ремонт мы учли все требования. Там установлен пандус соответствует нормам и стандартам. Что касается частных структур, то у городского совета не всегда есть рычаги воздействия на них. Вот когда они обращаются к нам относительно согласия на переобустройство, то, прежде чем ввести объект в эксплуатацию, мы контролируем соблюдение всех норм. Так после реконструкции было открыто на новом месте отделение «Приват Банка» и ряда аптек. А вот что касается давно работающих  заведений, то тут у нас значительно меньше возможностей повлиять. Хотя, к нашему стыду, и рекомендательных писем мы пока никому не писали. Но мы непременно реагируем на все сигналы, поступающие к нам от жителей громады, и в том числе людей с инвалидностью, – поделился мэр.

Вместо послесловия

Светлана живёт в частном секторе, в этом свои преимущества и свои особенности.

С людьми она общительна и жизнерадостна, а темные стёкла очков готовы спрятать от окружающих вдруг накатившую слезу. Уставшая по полночи она не смыкает глаз от боли. Но наступает утро, а с ним приходит и новый день.

И вновь Светлана готова к новым впечатлениям и путешествию, в котором по дороге на рынок будет радоваться и новому цветку, и встретившейся птичке. Она очень любит природу, и побывать на море или на берегу Дуная для неё равнозначно подзарядке. Но, девушка с сожалением отмечает, что в силу обстоятельств это проблематично.

На электроколяске может аккумулятор подвести, техника всё-таки не рассчитана на такие дороги. Да и с её ремонтом постоянно сложности, потому что специалистов нет. Те, мастера, кто по доброте душевной откликаются на просьбу помочь починить, действуют скорей наугад.

Помимо внешних неудобств, ограниченности в движении и доступности инфраструктурных объектов, есть и другая сторона медали – так называемый человеческий фактор. Бывает, что в определённое место попасть трудно, зато тебя радушно встречают. А есть места, в которые, вроде бы и доступ есть, а люди такие, будто в стену упираешься.

Но Светлана уверенна, что мир не без добрых людей. Им она признательна, за их готовность помочь и за поддержку.

А администрациям инфраструктурных объектов: от государственных, муниципальных, до частных, стоит задуматься насколько сложна жизнь человека с ограниченными возможностями. И именно от того насколько неформально подойди к решению таких вопросов как наличие пандуса и прочее, зависит то, насколько комфортней может стать жизнь людей с инвалидностью.

Анна БУЛИЙ