2021 год… На улице почти ночь, прохлада, каждый занимается своими делами, люди суетятся, заняты собой, своими делами; кто-то проявляет заботу о своих родителях или детях, кто-то занят привычным для себя делом, кто-то, к сожалению, болеет, другие радуются тем или иным обстоятельствам, одни обязаны быть на дежурствах, помогая своим милосердием другому, а иные проявляют бдение у границ нашего государства, но всех объединяет мысль о грядущем христианском празднике Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

История

Заглядывая в прошлое, ровно 2021 год назад, произошло событие, которое всколыхнуло тогдашних жителей Вифлиема, а по сути и всю Вселенную, пришёл смиренным образом в этот мир Богомладенец, который уже в недалеком будущем, принесёт себя в жертву за весь род человеческий. Взглядывая в историю праздника, мы узнаём из Евангелия, что Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определённые города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишённой не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.

«Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеженевместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полуночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В     III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своём, которое он говорил в  385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равнопостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный её сын. В кодексе Феодосия, изданном в         438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель         XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Сегодня мы живем в современном обществе, когда в нашу жизнь входят новые технологии, новые изобретения, новые открытия ученых, но так и остаются неизменные события, которые по сегодняшний день называем Рождеством Христовым. И стоит каждому из нас, как православному христианину, призадуматься, каким образом сегодня в современном мире мы встречаем этот       величественный праздник.

Традиции

Стоит заметить, что само Рождество предваряет Рождественский пост, так называемый «Филиппов пост», который венчает Рождественский сочельник, сам канун праздника. Этот день в церкви значится как день строгого поста, до появления первой звезды не принято вкушать пищи, воды, за исклю-чением немощных и болеющих людей и только лишь после 12 часов, что к сожалению, это совсем не обращают внимания наши современные христиане, и  по появлению первой звезды можно вкушать праздничную трапезу, которая знаменует собой постные блюда, во главе которых стоит кутя. Есть несколько традиций праздничного стола и празднования на Святвечер, наиболее из них распространённая такая: к появлению первой звезды хозяин дома приготовляет сено, калачи, а хозяйка тем временем приготовляет в отдельном месте все постные блюда.

И вот появилась первая звезда…

Хозяин дома, взявши сено, вносит его в дом (квартиру) с благодарением Богу за прожитый год, а также и с молитвой благословения на грядущий год, по обычаю полагается на стол, а затем покрывается скатертью, сверху ложится калач, соль и чеснок. Заготовленная заранее посуда с водой, в которой находится немного сена, служит для членов семьи тем, что перед самой вечерей умывается (символически)

в ней, после чего каждый из членов семьи совершает молитву (Отче Наш по отдельности). Затем все в кругу семьи собираются возле стола, ставя церковную зажжённую свечу рядом с калачом, тушат свет, поют совместную молитву тропарь Рождества Христова (если не знают, то Отче Наш).

Глава семьи разламывает (не режет) калач или хлеб или паляницу и раздаёт каждому из членов семьи. Прежде чем вкусить хлеб, испивается из одного стакана святая вода поочередно, начиная от хозяина и до самого малого. После чего подаются постные блюда, а их по обычаю 12. В конце, включая в число 12 блюд, подаётся кутя и узвар. 

Следует заметить, что за время вечери  до окончания трапезы от стола никто не встает, за исключением хозяйки, которая и подаёт эти блюда.

Когда все насытились, по обычаю прославляют Христа в колядках, а затем  все встают и поют Богу благодарственную молитву, после чего тушится свеча и включается свет. Это один из обычаев на Рождественский сочельник, есть и другие, но не забываем, что этот день строго поста до появления первой звезды, а сам пост длится до окончания Божественной литургии, после которой все разговляются.

Традиция включает в себя прославлять в колядках людьми  рождшагося младенца уже в сам день праздника по литургии, на улицах и в домах верующих. Ходят колядники по домам, прославляя Богомладенца, разделяя всеобщую радость со всеми хотящими её принять и самим проявить её.

Не следует ходить по домам колядовать в сам день сочельника, многие крестники своим крёстным родителям по традиции приносят вечерю в канун Рождества, но при этом родные родители крестника встречают и  угощают скоромными блюдами, которые включают в себя жирные, мясные и молочные продукты, что является недопустимым, неправильным. Угощение в этот день должно быть постным, кутя и узвар. А на следующий день, по окончании литургии, можно также носить вечерю, но стол уже может быть праздничным и включать в себя все выше перечисленные непостные продукты.

Рождественские святки продолжаются в течение двух недель, до самого Крещения  Господня. В эти дни нет поста. В среду и пятницу разрешается вкушать все непостные продукты, но при этом помнить слова апостола Павла: «Не упивайтесь вином, в нём же есть блуд» (Еф. 5, 18). Всё должно быть в меру.

Призываю вас, дорогие братья и сёстры, в эти праздничные дни в первую очередь посетить Храм Божий, в котором следует вознести благодарственную молитву за прожитый год и попросить благословения у Богомладенца на грядущий год, чтобы он принёс в наши дома мир, который так необходим все нам, здоровья, без которого мы не можем обойтись, любовь, которая объединит наши сердца, и благополучие, через которое будем сохранять спокойствие и взаимопонимание.

Хочу выразить всем вам свою признательность и благодарение от лица всего духовенства за духовную и моральную поддержку всех нас, священнослужителей города и района, которым также очень приятно за ваши молитвы, понимание, любовь к приходу.

 Расписание праздничных богослужений в дни Рождественских святок узнавайте в храмах своего прихода.

Да благословит вас всех Господь Бог наш Иисус Христос на все ваши благие начинания.

Христос рождается!!!

Славьте Его!!!

Благочинный Килийского округа и настоятель Свято-Николаевского храма г. Килии протоиерей Михаил Павлишин