(Материал печатается в рамках участия газеты «Наше время» и сайта «Придунавье» во всеукраинском конкурсе-батле)
Одесский регион занимает лидирующие позиции по развитию инклюзивного образования в Украине. Не осталась в стороне и Килийская громада: одно из зданий на центральной улице Килии было реконструировано и переоборудовано для работы с детьми с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. Символично, что открытие современного инклюзивно-ресурсного центра Килийского городского совета было приурочено к Международному дню людей с ограниченными возможностями, поэтому первой по пандусу въехала на коляске председатель общества людей с инвалидностью Анна Филина.
Что сегодня представляет собой КП «Инклюзивно-ресурсный центр»? Во-первых, это комфортное пространство для работы с детьми с особыми потребностями, зонированное на учебно-познавательные, бытовые и игровые комнаты, оснащенные многочисленным интерактивным оборудованием. Во-вторых, это успешная деятельность коллектива, направленная на коррекцию развития детей от 2 до 18 лет. И, в-третьих, – сам коллектив высококлассных специалистов: психолог, медицинский сотрудник, дефектолог, логопед и другие сотрудники под руководством директора Ирины Павловны Штегеран, имеющей более 20 лет педагогической практики.
«Мы можем гордиться, что самые незащищенные детки, которые требуют к себе особого отношения, таким вниманием со стороны громады обеспечены. – рассказал Сергей Мергут, руководитель отдела образования и молодежной политики Килийского горсовета. – В первую очередь, – работа центра – это возможность подставить плечо родителям».
Инклюзивно-ресурсный центр и комнаты психологической разгрузки финансируются за счет образовательной субвенции, поэтому все услуги предоставляются бесплатно.
Центр тесно сотрудничает с детскими садами и школами Килийской громады.
На базе школ Килийской громады созданы 23 инклюзивных класса.
«В нашей школе открыты инклюзивные 2, 3 и 4 классы. – рассказала Ольга Семененко, зам. директора по учебной работе и вопросам инклюзивного обучения Килийского лицея № 3. – Первая задача – социализировать детей с особыми образовательными потребностями к учебе в школе, к обществу, а окружающих учить толерантного к ним отношения, милосердию. Подобным опытом социализации делились с нами специалисты на конференции с участием педагогов Украины и Австрии. С Инклюзивно–ресурсным центром ОТГ наш лицей тесно сотрудничает: для учащихся проводятся коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом».
Виктория Анаприенко, учитель Килийской школы № 2, процитировала выдержку из Программы Новой украинской школы: «Дитиноцентризм. Все для дитини». Інклюзивна школа має розвивати між «особливими» дітьми та їх ровесниками співучасть, взаємоповагу та розуміння. Завдання полягає в тому, щоб в школі навчалися різні діти, які на рівних правах зможуть отримати якісну освіту. І тому реформи загальної та інклюзивної освіти взаємопов’язані. Навчання в інклюзивному середовищі не відокремлює одних дітей від інших, а допомагає їм налагоджувати спільне навчання. В Концепції НУШ зазначено: «Нова українська школа буде працювати на засадах особистісно-орієнтованої моделі освіти. У рамках цієї моделі школа максимально враховує права дитини, її здібності, потреби та інтереси, на практиці реалізуючи принцип дитиноцентризму».
Как проводиться работа в инклюзивных классах? В школах с инклюзивными детьми работает команда психолого-педагогического сопровождения, которая, основываясь на выводы и характеристики Инклюзивно-ресурсного центра, составляет индивидуальную программу реабилитации ребенка с инвалидностью. Эта программа согласовывается с родителями и утверждается с руководством школы. На ее основании составляется расписание коррекционно-развивающих занятий и определяются способы адаптации ребенка. Команда сопровождения обязательно отслеживает прогресс в развитии ребенка, консультирует родителей в вопросах развития и воспитания детей, проводит работу с педагогическим коллективом, чтобы не допустить случаи дискриминации и нарушений прав ребенка, а также содействовать в формировании дружеского и неупрежденного отношения к детям с особыми образовательными потребностями. При возникновении трудностей в работе команда сопровождения обращается за методической помощью в Инклюзивно-ресурсный центр.
На сегодняшний день в общих классах обучаются двое детей с инвалидностью. Их индивидуальные программы учителя периодически обновляют, чтобы приспособить к динамике развития инклюзивных детей. Есть двое детей с синдромом Дауна, которые не посещают школу и находятся на педпатронаже.
Тенденции таковы, что на следующий 2021-2022 учебный год инклюзивных детей в общеобразовательных школах будет все больше. Мнения на этот счет высказываются разные. Как будет реализовываться главное задание инклюзии: воспитание современного поколения украинцев с новым взглядом на положение «особенных» детей в социуме – покажет время. И это будет поводом для следующей статьи.
…Пока в Килийском инклюзивно-ресурсном центре проводилось индивидуальное занятие с нуждающимся в психокоррекции ребенком, мама девочки Алины Маргарита Харитонова согласилась ответить на некоторые вопросы. В двух словах женщина поведала о своей материнской беде, о том, как начала замечать особенности в развитии своего ребенка, как порекомендовали обратиться к специалистам: «Это тяжелая для меня тема. Дочка – гиперактивный ребенок и вела себя даже где-то агрессивно. С помощью занятий стала по-другому развиваться, легче идти на контакт с детьми и взрослыми. Радуюсь ее даже самым маленьким успехам. И поддерживаю».
«Спасибо всем, – в завершение сказала женщина. – А мы…»
– А Вы не теряйте надежду и верьте!