(Материал печатается в рамках участия газеты «Наше время» и сайта «Придунавье» во всеукраинском конкурсе-батле)

Одесский регион занимает лидирующие позиции по развитию инклюзивного образования в Украине. Не осталась в стороне и Килийская громада: одно из зданий на центральной улице Килии было реконструировано и переоборудовано для работы с детьми  с инвалидностью и особыми образовательными потребностями.  Символично, что открытие современного инклюзивно-ресурсного центра Килийского городского совета  было приурочено к Международному дню людей с ограниченными возможностями, поэтому первой по пандусу въехала на коляске председатель общества людей с инвалидностью Анна Филина.

Что сегодня представляет собой КП «Инклюзивно-ресурсный центр»? Во-первых, это комфортное пространство для работы с детьми с особыми потребностями, зонированное на учебно-познавательные, бытовые и игровые комнаты, оснащенные многочисленным интерактивным оборудованием. Во-вторых, это успешная деятельность коллектива, направленная на коррекцию развития детей от 2 до 18 лет. И, в-третьих, – сам коллектив высококлассных специалистов: психолог, медицинский сотрудник, дефектолог, логопед  и другие сотрудники под руководством директора Ирины Павловны Штегеран,  имеющей более 20 лет педагогической практики.

«Мы  можем гордиться, что самые незащищенные детки, которые требуют к себе особого отношения, таким вниманием со стороны громады обеспечены.  – рассказал Сергей Мергут, руководитель отдела образования и молодежной политики Килийского горсовета. –  В первую очередь,  – работа центра – это возможность подставить плечо родителям».

Инклюзивно-ресурсный центр и комнаты  психологической разгрузки финансируются за счет образовательной субвенции, поэтому все услуги  предоставляются бесплатно.

Центр тесно сотрудничает с детскими садами и школами Килийской громады.

На базе школ Килийской громады созданы 23 инклюзивных класса.

«В нашей школе открыты инклюзивные 2, 3 и 4 классы. – рассказала Ольга Семененко,  зам. директора по учебной работе и вопросам инклюзивного обучения Килийского лицея № 3. – Первая задача  – социализировать детей с особыми образовательными потребностями к учебе в школе, к обществу, а окружающих учить толерантного к ним отношения, милосердию. Подобным опытом социализации делились с нами специалисты на конференции с участием  педагогов Украины и Австрии.  С Инклюзивно–ресурсным центром ОТГ наш лицей тесно сотрудничает: для учащихся  проводятся коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом».

Виктория Анаприенко, учитель Килийской школы № 2, процитировала выдержку из Программы Новой украинской школы: «Дитиноцентризм. Все для дитини». Інклюзивна школа має розвивати між «особливими»  дітьми та їх ровесниками співучасть, взаємоповагу та розуміння. Завдання полягає в тому, щоб в школі навчалися різні діти, які на рівних правах зможуть отримати якісну освіту. І тому реформи загальної та інклюзивної освіти взаємопов’язані. Навчання в інклюзивному середовищі не відокремлює одних дітей від інших, а допомагає їм налагоджувати спільне навчання.  В Концепції НУШ зазначено: «Нова українська школа буде працювати на засадах особистісно-орієнтованої моделі освіти. У рамках цієї моделі школа максимально враховує права дитини, її здібності, потреби та інтереси, на практиці реалізуючи принцип дитиноцентризму».

Как проводиться работа в инклюзивных классах? В школах с инклюзивными детьми работает команда психолого-педагогического сопровождения, которая, основываясь на выводы и характеристики Инклюзивно-ресурсного центра, составляет индивидуальную  программу  реабилитации ребенка с инвалидностью. Эта программа согласовывается с родителями и утверждается с руководством школы. На ее основании составляется расписание коррекционно-развивающих занятий и определяются способы адаптации ребенка. Команда сопровождения обязательно отслеживает прогресс в развитии ребенка, консультирует родителей в вопросах развития и воспитания детей, проводит работу с педагогическим коллективом, чтобы не допустить случаи  дискриминации  и нарушений прав ребенка, а также содействовать в формировании  дружеского и неупрежденного отношения к детям с особыми образовательными потребностями. При возникновении трудностей в работе команда сопровождения обращается за методической помощью в Инклюзивно-ресурсный центр.

На сегодняшний день в общих классах обучаются двое детей с инвалидностью. Их индивидуальные программы учителя периодически обновляют, чтобы приспособить к динамике развития инклюзивных детей. Есть двое детей с синдромом Дауна, которые не посещают школу и находятся на педпатронаже.

Тенденции таковы, что на следующий 2021-2022 учебный год инклюзивных детей в общеобразовательных школах будет все больше. Мнения на этот счет высказываются разные. Как будет реализовываться главное задание инклюзии: воспитание современного поколения украинцев с новым взглядом на положение «особенных» детей в социуме – покажет время. И это будет поводом для следующей статьи.

…Пока в Килийском инклюзивно-ресурсном  центре проводилось индивидуальное занятие с  нуждающимся в психокоррекции ребенком, мама девочки Алины Маргарита Харитонова согласилась ответить на некоторые вопросы. В двух словах женщина поведала о своей  материнской беде, о том, как начала замечать особенности в развитии своего ребенка, как порекомендовали обратиться к специалистам: «Это тяжелая для меня тема. Дочка – гиперактивный ребенок и вела себя даже где-то агрессивно. С помощью занятий стала по-другому развиваться, легче идти на контакт с детьми и взрослыми. Радуюсь ее даже самым маленьким успехам. И поддерживаю».

«Спасибо всем, – в завершение сказала женщина.  – А мы…»

 – А Вы не теряйте надежду и верьте!